Кабинет литературы

Я до сих пор помню, как мы писали сочинения в школе под пристальными взглядами великих классиков. Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Горький, Чехов… Почему-то других не помню вовсе. Или их и не было в нашем классе?

Портрет Антона Чехова работы Н. П. Чехова

А. П. Чехов, 1888 г.

Гоголь на портрете был с какой-то сумасшедшинкой в глазах. Мне почему-то очень не нравились его глаза – взгляд хищной птицы, которая вот-вот клюнет. Я избегала смотреть на его портрет.

А вот Пушкин весь так светился самодовольством. Он был очень…живым. Самым живым из всех классиков на портретах. Не знаю, может мне так казалось, но выражение глаз у него постоянно менялось – в зависимости от освещения и даже времени года.

Осенью он был каким-то задумчивым. Его взгляд был полон поэзии и казалось – вот сейчас выхватит ручку у ближайшего школяра и начнёт писать стихи. Но, наверное, он пока их просто обдумывал…

Зимой его взгляд светлел и становился задорным. Я так и не поняла – какого цвета были на этом портрете его глаза. Осенью мне казалось, что они каштановые, в цвет осенней побуревшей листвы. Зимой – серые, с холодными льдинками. А весной… С приходом весны, когда за окном таяли сосульки, его глаза зеленели и взгляд становился очень шаловливым. Интересно, замечали эти перемены мои одноклассники? Или учительница литературы?

А вот Лев Николаевич Толстой больше напоминал обычного деревенского мужика, чем графа. И почему-то совсем был не похож на его же портреты в учебнике – там у него был вид куда благороднее.

Чехов был на портрете очень красивый. И его внешность любили обсуждать девочки. Да… сейчас таких не делают…  Ни портретов, ни людей…

А Горький был с каким-то странным каменным лицом. Совсем неодушевлённым.

Вообще мне оформление кабинета литературы очень нравилось. Оно навевало на хорошие мысли. Классики русской литературы смотрели на нас со стен, и я ощущала как будто живое присутствие этих писателей.

Больше всего мне нравился, конечно, Чехов. И когда мы разбирали его произведения, я невольно поглядывала на его портрет. Интересно, представлял ли он себе, когда писал свои рассказы, что их когда-то будут изучать в школе? А ведь Таганрог – совсем рядом… И я уносилась мыслями к маленькому выбеленному домику, который видела как-то летом.

Длинная тропинка, ведущая к домику, тенистый сад, скамейки под вековыми деревьями. «Да уж, в таком доме отчего бы и не писать», — думала я – Настоящий писательский дом». Тогда я ещё не знала, что в этом домике Чехов только родился, и свои рассказы начал сочинять не здесь, а живя в другом доме.

У меня всегда хорошо выходили сочинения. Особенно по произведениям тех классиков, чьи портреты украшали стены класса. Иногда мне даже казалось, что их молчаливое присутствие помогает. Как будто портреты писателей подсказывали мне умные мысли.

Иногда я даже думаю – может повесить дома портреты каких-нибудь любимых писателей? В детстве у меня был большой портрет Есенина. Мне его подарила подруга. Она знала, как я люблю его стихи. Есенин на портрете был прямо как живой. Я повесила его на стенку, а вскоре – стихи начались литься прямо как из рога изобилия. Я писала их не переставая, буквально и днём и ночью. Исписала несколько тетрадей своими стихами… Может, конечно, это никак не связано с появлением у меня портрета Есенина, но всё же… Мне казалось, что его поэзия стала мне в это время куда ближе…

Литература на всю жизнь осталась моим самым любимым предметом – и в школе и в университете. Я люблю читать. И, наверное, я хотела бы преподавать литературу в каком-нибудь уютном кабинете. С портретами классиков на стенах…

Может ли оформление школьного кабинета помочь ученику лучше понять и полюбить предмет? Наверное, да. Потому что наглядность — портреты писателей — делает ближе их литературные произведения, помогая представить себе: какими они были, эти великие классики? Почему нам так важно знать, как выглядел тот или иной писатель? Неужели нам недостаточно только того, что он писал? Это – загадка.

А Вы помните, какие портреты писателей были в Вашем кабинете литературы? И есть ли у Вас дома портреты писателей и поэтов?

Интересно, как преподаватели литературы выбирают, чьи портреты повесить в классе? Исходя из своих личных предпочтений?


Желаете оставить комментарий?

Уже оставлено комментариев: 8

В кабинете русского языка на стене над доской висели три портрета писателей. Вроде был Лермонтов посередине. Пришла учительница в класс утром — нет портрета. Так и не нашли) Пустое место на стене. Вопрос: Вы любите Лермонтова?

Я Лермонтова люблю. Но его портрет из вашего класса кто-то другой унёс. :mrgreen:

Так-так-так!!! Будем искать…)

Я училась в школе, где не было кабинетной системы. Мы имели классную комнату, а учителя приходили к нам. Оформление было в виде цветов в кашпо, висевших на стенах. Никто за нами не наблюдал. 🙂

Светлана, у нас свой класс был только в начальной школе. А уже с 4-го — предметные классы. Ведь не будет учитель, к примеру, природоведения приходить со всеми плакатами, чучелами, моделями и прочим иллюстративным материалом. А тем более — учитель химии — носить с собой многочисленные стеклянные колбочки с реактивами. Это же неудобно!

А цветов и у нас в школе было много. Помню, в начале года учителя просили приносить из дома «лишние» комнатные цветы. И мы приносили. А в некоторых классах даже аквариумы с рыбками были!

Я помню портрет Чехова, только не такого молодого, а уже старенького в пенсне. Почему то учителя литературы его особенно любили.

У нас дома был только портрет Достоевского, его обожает моя сестра. А вот из школы ничего не помню про портреты, зато помню учителей. Они были не менее характерны и колоритны для нас, молодых грызунов литературной науки 🙂

«Молодые грызуны»… :mrgreen:

Достоевского я тоже люблю. Хотя он для меня и довольно тяжёлый автор. Дома его портрет, пожалуй, не повесила бы. Хотя у меня сейчас дома вообще ни одного портрета писательского нет — только мои дети на портретах.

А школьные учителя… Да… Это богатая тема. Но мне куда больше роднее и милее университетские преподаватели литературы. Они у нас были некоторые ну просто восхитительные! (Впрочем, большинство их и сейчас преподаёт).