Сайт о любви… к России


Недавно мы со Светланой Бобровской, автором блога «Всеобщее самообучение», заговорили о патриотизме. Почему его так мало в нашей стране? Неужели мы не любим свою Родину? Любим! Но это всегда получается почти по Лермонтову «Люблю отчизну я, но странною любовью!»

Песни о РоссииПочему так происходит? Откуда в нас такая тяга ко всему иностранному, преклонение перед всем зарубежным? Неужели мы сами не можем создавать что-то своё – от предметов ширпотреба до шедевров искусства? Можем! И пример тому – музеи мира и обычные наши базары, на которых так ценится своё, местное, не из Турции или Китая, а выращенное на огороде у бабушки в деревне или связанное её собственными руками.

Но это понимают, как правило, только люди  среднего и старшего поколений. Я, например, искренне радуюсь, если покупая качественную вещь,  вижу на ней этикетку «изготовлено в России». Мне приятно, когда кумир современной молодёжи Милла Йовович, известная всем по фильмам «Пятый элемент» и «Жанна Д’Арк», говорит о себе – «Я русская» (хотя русская только её мать), а всемирно известный кинорежиссёр Стивен Спилберг с гордостью признаётся, что он родом из России. Ведь это действительно повод для гордости – принадлежать к русскому народу, к России, к её великой истории и культуре.

Но почему этим так гордятся только иностранцы, эмигранты и потомки эмигрантов? А главное — как воспитывать патриотизм? Не слащавый лубочный с лаптем на столе, а настоящий, идущий от души и сердца?

Мне кажется, есть один путь воспитывать патриотизм в детях. Этот путь был хорошо знаком нашим предкам. И он называется – «своим примером». Невозможно воспитать человека, любящего свою Родину в семье, где, что ни день, ругают Россию и мечтают уехать жить за границу. Нельзя воспитать не то, что патриота – просто культурного человека  – в семье, где не привита любовь к книгам, к вдумчивому чтению, где не ценят русскую поэзию, и вообще отечественную литературу, и совсем не знают слов русских песен, где растят детей исключительно на человеках-пауках и Гарри Поттере.

Нет, я не против вливания юного поколения во всемирную культуру, это – наш современный мир, и мы не можем замыкаться только на своём национальном, но сколько сейчас людей, которые отвергают отечественное, только потому что оно – наше, «местного разлива»…

И, наверное, именно поэтому меня заинтересовал сайт нашего современника, поэта и песенника Вадима Зайцева. Поэта, всей душой влюблённого в Россию.

Не такой, как все


Сам Вадим не называет себя поэтом. Он просто пишет стихи о том, что его волнует, о том, что он любит, и это всегда – Россия, душа, вера. Вот его слова о себе:

«Не поэт я, а просто любитель

Прозу жизни в рифму облечь,

Чтоб Россию, мою обитель,

Сохранить, как родную речь».

В чём-то поэзия самого Вадима Зайцева напоминает стихи Сергея Есенина с его любовью к России – то озорной и светлой, то напоённой тоской, в чём-то  – стихи Михаила Лермонтова с его щемящей, полной любви, грустью. И всё же они – свои, о своём, но и об общем для всех нас – тоже.

Из всех стихотворений о Родине нашего современника, ведущего авторский поэтический сайт, я бы выбрала в качестве характеристики его творчества одно:

Не заставите жить, как все


Не заставите жить, как все.

Я люблю бродить по росе,

Там, где кроткая матушка Русь

И с пути никогда не собьюсь.

Где б я не бы, в каком краю,

Я Россию везде узнаю

По её златоглавым церквам,

По мозолистым бабьим рукам.

Ты жива ещё, как я рад!

И глубинка твой стольный град.

Край простой мой и край святой,

Как хочу я обняться с тобой.

Васильковая моя Русь,

С того света к тебе вернусь.

Отпрошусь у бога на миг,

Чтоб понять журавлиный крик,

Чтобы войти в православный храм,

Поклониться святым образам

И прославить тот день и час,

Что Господь окрестил и нас!

В этом стихотворении – весь поэт. Не такой, как все. И хорошо, что не такой, как все. И всё же жаль, что не все такие, как он. Далеко не все так вдохновенно, чутко и трепетно любят свою Родину. И далеко не все решаются поднимать тему патриотизма в своём творчестве, боясь быть непонятыми, опасаясь выглядеть старомодными  в этой своей любви к России.

Впрочем, это сайт не только о стихах и песнях о России. Он о гораздо большем: о том, как не стать «продуктом этого времени», о том, как сохранить в себе «свободу и в мыслях, и в чувствах, и в желаниях, и в своих действиях». Это – сайт о любви к России.

Читая стихи Вадима Зайцева, слушая его песни, понимаешь, что русский, россиянин – это не национальность. Это – осознание себя как части российского народа и российской культуры. Мы, россияне, все очень разные. И нельзя сказать, что россиянин – это чисто генеалогический  признак. Объединяют нас не гены, а нечто гораздо большее – наша Родина, общая культура и общий дух.

И воспитать патриота России довольно легко. Если сам искренне любишь свою Родину – её богатую культуру и традиции, сложную и трудную историю, её города и сёла, храмы и монастыри, природные красоты и главное её достояние – людей. Ведь человек в России – это прежде всего душа.

А вот вы, мои дорогие читатели,  можете назвать себя патриотами, влюблёнными в свою отчизну? И как считаете, каким образом можно воспитать в детях любовь к Родине?


Желаете оставить комментарий?

Уже оставлено комментариев: 43

В былые времена я знал и понимал, что такое патриотизм и любовь к Родине. Уверен, я был патриотом и любил Родину. Что это нынче, и отдал бы я жизнь за сегодняшнюю страну — вопрос. Что такое Россия сейчас? Неужели та кучка алигархов, которые вершат наши судьбы. Власть денег и полное отсутствие заботы о самой стране и людях. Что дала мне страна, кроме права приобретать необходимые блага и услуги? И у всех ли сегодня есть возможность их приобрести? Нет уже того единства народа, и веры в светлое будущее. «Каждый сам за себя», как говорит закон джунглей. Пошел бы я защищать ЭТУ СТРАНУ — не знаю. Скорее — свой дом, семью, друзей…

Сергей, мне кажется — отдать жизнь за родину — это очень сильно даже для патриота.
Я вот люблю Россию, но есть ли во мне истинный патриотизм? В общем понимании слова? Я бы так сразу и не смогла ответить однозначно «Да».

я не патриот, это обусловлено многими факторами. так исторически сложилось ) родину свою люблю, но если придется жить где-то на чужбине — не думаю, что сильно будет тянуть назад.

А я бы не смогла жить на чужбине.Долго и без острой необходимости. Хотя какое-то время и имея возможность в любой момент вернуться — да. Но это скорее просто тяга к путешествиям.

А моя несбыточная мечта — Австралия, дом в глубине, где до ближайших соседей километров 50, а до центра цивилизации 300, и Хаммер.

Тогда ещё и вертолёт надо. :mrgreen:

А что несбыточного в Австралии? У меня там родня живёт. Я так понимаю, туда вовсе несложно уехать.

Вопрос, на который хочется сразу ответить «Да, конечно, патриот!», хотя многое не нравится… Всегда хотела много путешествовать, но жить в другой стране — никогда, как минимум только потому, что здесь моя семья, родные и близкие… Теплится надежда, что бардак в нашей стране наконец-то разгребут и вспомнят предков, их достижения и открытия, многие из которых потом выдавались за достижения западных стран. Я тоже за вливание, изучение мировой истории и культуры, но против поклонения ей и замены понятных русских слов иностранными. Иногда складывается впечатление, что кому-то просто нужно, чтобы мы пренебрежительно относились к своей стране, может, поэтому и качество произведенной здесь продукции иногда страдает?.. А чтобы воспитать патриотизм в детях, мало о нем рассказывать, дети больше проникаются поступками родителей (по банальной аналогии: затягиваясь сигаретой, нет смысла рассказывать о вреде курения).
Ну вот, хотела написать пару предложений, но понесло…))

Лилия, вот это я и говорю: нужен только свой собственный пример. Без него не воспитать патриота. Другое дело, что патриотизм тоже бывает разный. И мне близок вот такой — с надеждой на будущее. Но всё равно невольно спрашиваешь себя: а почему нельзя жить в светлом будущем уже сейчас, как живут многие страны?

Очень согласна с Лилией!

А я вообще еще не поняла для себя, что такое Родина и люблю ли я ее. Когда была на Аляске очень скучала не только по семье и друзьям, но и по самой стране. А вот здесь, дома, скучаю по Аляске.
Наверное, я еще не пустила корни. И мне бы не хотелось, чтобы мой сын шел в армию. Можно и в мирное время оттуда не вернуться. Очень огорчают новости на эту тему. Вот так и получается, что вроде люблю Россию, но детей ей своих отдавать не хочу.

Для меня Родина — это мой город, мой край, моя страна, её культура, язык и литература. Её храмы и старина.

Но детей в армию тоже отдавать не хочу.

Армия не страшнее улицы. В мое время еще больше было «беззакония и неуставных взаимоотношений» и ничего. Отслужил 3 года, правда еще в Советской стране. А сейчас-то год всего — это и службой назвать нельзя — так командировка. Главное — не быть «чмошником». А погибнуть и во дворе собственного дома можно. Я как-то «попал» почти у подъезда. Другое дело, что служить нынешнему государству я бы не стал. Просто потому, что оно мне ничего не дало. И я ему не должен.

Мои дети служили по году. Слава богу, это время закончилось! Младший сын сказал — если все вернуть назад, то я пошел бы опять и отслужил бы, но делать там нечего!

Если бы я была мужчиной — я бы тоже не хотела в нашу армию. Да и вообще ни в какую. Наверное, не патриотично, но время службы для большинства людей — просто напрасная трата времени. И дай Бог, чтобы умения, которые там приобретаются, никогда никому не были нужны.

Мне кажется, говоря о патриотизме, очень важно не скатиться либо в сторону оголтелого национализма, либо, наоборот, полного отрицания своей страны. Настоящий патриотизм, как мне кажется, начинается со знания не только истории, культуры, религии своей страны, но и других стран тоже. Только когда ты знаешь другие страны, общаешься с людьми оттуда, ты начинаешь понимать достоинства и недостатки своей Родины. А когда патриотизм становится чем-то вроде » мы лучшие, а остальные — нехристи и нелюди, с рогами на головах» (ну я утрирую, конечно), — это страшно.

Настоящий патриотизм не имеет ничего общего с национализмом. Но как раз-таки националисты довольно часто полагают, что именно они — истинные патриоты. То, о чём ты говоришь, Маша, действительно страшно.

У меня как раз родился пост на эту тему: http://anashina.com/o-patriotizme-i-nacionalizme/ (ссылку потом можешь убрать, это тебе для ознакомления). Первые комментарии уже наводят на некоторые размышления…

Уже пошла читать. А ссылки по теме постов я никогда не убираю.

Кстати, Маш, не смогла у тебя комментарий написать.

Я была вынуждена закрыть комментарии из-за патриотов. Спорить с ними бесполезно. А оправдываться мне ни перед кем не нужно.

Понятно, а я уже думала, что что-то в настройках сбилось.

Патриотизм всегда основан на гордости тем, что ты причастен к истории и жизни своей страны.
Как быть патриотом, когда твою страну давно уже захватили, раскупили и заселили иноземцы? Вот так постепенно, буднично и абсолютно законно.
Это уже не ваша страна. Вам тут почти ничего не принадлежит. Даже земля и та не ваша. В любой момент сгонят и не спросят. А применительно к культурным корням скажу так: Господа, вы не имеете никакого отношения к поэтам, писателям и героям 18-19 в.в. При них страна была действительно великой и ее интересы чтились и защищались.
Времена изменились. Теперь вместо патриотизма культивируют толерантность… Наверное так правильнее.

Это величайшая ошибка — противопоставлять патриотизм толерантности. Писала у себя в блоге, повторю здесь еще раз:
Подлинный патриотизм, любовь к своей стране начинается со знания истории и культуры не только своей страны, но и других стран и культур. Только зная самобытность каждой цивилизации, признавая уникальность каждого народа, ценя культурные традиции иных этносов, можно по достоинству оценить и свою историю и культуру.

Именно когда идет незнание других культур, начинается борьба «стенка на стенку». И выживает сильнейших, по закону джунглей. Величайшие русские художники, поэты, философы, писатели были прекрасно образованы, владели европейскими языками и много путешествовали за рубежом. Именно поэтому они смогли и прославить Россию, обогатить ее культуру.
Сейчас процветает махровый национализм, местечковость. И это называет патриотизмом. А знание и понимание других народов, диалог с ними на равных считают предательством национальных интересов.
Увы…

Национализм (как и фашизм) не имеет отношения к патриотизму.
Другое дело, когда чужие культуры, начинают навязывать вам в вашей же стране. Тут и начинают говорить о толерантности.

Так-так, навязывание чужих культур говорите? А кто Петербург строил? Жилярди, Растрелли, Росси, Кваренги… Чужие культуры обогащали нашу культуру. А когда она замыкалась в себе, пытаясь отстоять «свое», «исконно русское», начинался застой.

Машенька, мне кажется, вы с Алексеем о разных вещах говорите. Ведь одно дело — когда приглашают архитекторов, инженеров и прочих помогать, пусть и за деньги. И совсем другое — когда едут сюда на лучшую готовую жизнь и ещё тут же и гадят.

Я нисколько не националистка, но когда у нас. как это принято говорить» «человек кавказской национальности» убил русского парня только за то, что тот не уступил ему место в маршрутке — это настоящая дикость.
Потому и хочется нам, чтобы в нашем монастыре все приезжие жили по нашим законам, а не по законам гор.

После таких случаев и правда ведь хочется собрать их всех и выселить на родину, не разбираясь, кто хорош, кто плох. Хотя все люди разные. Кругом есть плохие и хорошие.

Галин, а ты обратила внимание, как подчеркивается это национальное различие? Никогда не напишут, что РУССКИЙ парень убил там кого-то или изнасиловал, или украл. Напишут просто — произошло убийство, ограбление и т.п.
А когда преступление совершил иностранец, особенно если это выходец из бывших советских республик, это обязательно подчеркнут. Хотя преступление не имеет национальности. Сколько преступлений совершается по пьяни теми же русскими. Просто в этом случае национальная принадлежность не афишируется.
На днях в Москве девушка сбила трех пенсионерок. Так ведь специально везде указывалось, что она — из Киргизии. А что в голове у обывателя? «Понаехали тут, давют наших пенсионеров, гнать их метлой обратно откуда приехали».
Я тоже не в восторге, как ведут себя многие приезжие у нас. С другой стороны, не будь их, не было бы дворников, уборщиц, садовников, рабочих. Кто из русских идет на эту работу? Практически никто. Будут сидеть и жаловаться на отсутствие работы, но по объявлению на дверях магазина «требуется уборщица» почти никто не пойдет.
Сейчас идет очень тонкая игра на национальных трениях, различиях. Словно какой-то кукловод специально сталкивает людей, с тем, чтобы они не замечали реальных проблем в стране.
И еще. Ты ведь изучала историю. Во все времена было смешение народов. Во все времена одни народы приходили, другие уходили. А Россия всегда была многонациональной страной. Но почему-то сейчас, вместо того, чтобы защищать права всех национальностей, в том числе и русской, идут перекосы.

Маш, сейчас, кстати, уже стали иногда говорить и про преступников «славянской внешности».

А вот насчёт дворников и прочих — ты права. Я с ужасом думаю, что все стройки у нас остановятся, если всех таджиков сейчас депортируют. :mrgreen:

А насчёт национальностей… Кто может со стопроцентной уверенностью сказать, что он «чистый русский»? И вообще есть версия, что именно от смешения разных кровей рождаются гении — вспомнить того же Пушкина, Лермонтова, Фета и прочих.

Дело не в национальностях вообще. Среди моих знакомых полно этнических армян, татар, немцев и еврееев, которые очень любят Россию и считают её своей настоящей Родиной, безо всяких оговорок. И это прекрасно.

Я тут вообще стала вспоминать русскую архитектуру и поняла, что многие выдающиеся памятники появлялись именно в результате синтеза различных культур. Соборы Московского Кремля, построенные Алевизом Новым и Фиораванти, ансамбли Санкт-Петербурга — Жилярди, Растрелли, Росси…
Мне кажется, что когда идет взаимодействие культур, то каждая из них обогащается, происходит расцвет. Ведь русская культура только выигрывала от заимствований!
А продолжая разговор о толерантности, то в чем ее слабость — это если она принимается только одной стороной, то другая начинает расценивать ее как слабость и навязывать свое. Это должен быть обоюдный процесс. И нужно находить механизмы, чтобы этот процесс шел.

Маша, мне кажется наиболее развитые культуры никогда не бывают замкнутыми. Так что это нормальный процесс. И не только русская культура выигрывает от взаимодействия и заимствований.

Естественно, любая культура. Просто разговор у нас зашел о конкретной русской культуре.

Ну да, мы ведь в России живём. Нам странно быть патриотами другой страны. 😉

«Как быть патриотом, когда твою страну давно уже захватили, раскупили и заселили иноземцы?» История России так складывалась, что Россия никогда не была мононациональной страной. Или Вы знаете такие времена?

«…вы не имеете никакого отношения к поэтам, писателям и героям 18-19 в.в.»
А неужели Вы имеете?

Алексей, ну если так рассуждать, то среди писателей и поэтов XIX в. мало было патриотов. Ведь сколько их жило за границей. Да и в XX веке таких было немало. Например, Горький, патриотом дальше некуда, которого считают почему-то самым пролетарским писателем, на Капри, наверное, прожил больше, чем в России.

Вот-вот. Хорошо быть патриотом, живя в чужой стране.))) На словах, разумеется… Очень патриотично.

Алексей, патриотизм — это ведь ещё (и главным образом) и любовь к Родине. А что делать, если она иногда бывает безответной? 😉

На то и любовь. Если с ответом, можно ведь и со сделкой перепутать…

Ну, это слишком сложно. Любовь всё-таки должна быть ну хотя бы с надеждой на ответ. А когда она безответная — грустно это как-то.

Галина — спаси вас Господи за хорошую статью о моём творчестве, за вашу правильную гражданскую позицию.

Мой ответ Lexium 09 11 2011 «Как быть патриотом, когда твою страну давно уже захватили, раскупили и заселили иноземцы?»

На коня бы мне вскочить!,
Унестись во чисто поле,
Чтобы Родину любить
Надо жить одной с ней долей.

Полюбить — какая есть.
Матерей не выбирают.
А Россия — это Крест
Коль наденут — не снимают!

С уважением автор-исполнитель Вадим Зайцев

Какие замечательные строки, Вадим! Очень тронули!

Спасибо, Вадим! Всё же если бы все любили Россию такой, какая есть, а ещё и пытались сделать её лучше, а не уехать на ПМЖ в Европу на всё готовенькое — как бы прекрасна была наша страна.

А то мы негодуем на таджиков и прочих, а сами ведём себя точно так же.

Полностью Галина с вами согласен. Господь, когда вывел из египетского плена израильский народ, то вёл его в Обетованные Места по пустыне 40 лет. Почему?, да потому что этот народ оказался на свободе, но был рабом своих страстей, а значит не был по настоящему свободным. Этот избранный народ говорил, что лучше бы он ел мясо в рабстве у египтян, чем на свободе манну небесную. Этот народ оказался не готов сразу войти в уготованную ему Обетованную Землю — поэтому Господь и водил его 40 лет, чтобы в пустыне умерли рабы, а родилось новое поколение свободных людей по духу. Я думаю, что наш народ находится в таком же духовном рабстве и чтобы освободиться от него — нужно длительное время и настоящее покаяние. А пока мы(а это ведь мы разрушали храмы, делали в них клубы, склады, убивали людей за веру)- это мало осознаём. Нам — христианам, новому избранному Богом народу, нужна пока чечевичная похлёбка, а не настоящая Свобода. Для человека — настоящая Свобода может быть только в Господе Нашем Иисусе Христе, который по Своей свободной воле принёс Себя в жертву за всех людей. А мы, русские, уезжаем от Своей Больной Родины, от Православной Матери Церкви в другие страны, а принести себя в жертву, как это сделал Господь не желаем. Мы полюбили эту земную, временную жизнь,- потому что нет веры в Вечную Жизнь, которую нам обещал Сам Бог. Господи, помоги нам грешным разобраться, что же мы, русские люди хотим: Свободы во Христе, или чечевичной похлёбки…
Многогрешный Вадим.

Вот только мусульманской культуры в России все больше и больше, а православие (видимо с чьей-то подачи) гораздо чаще стали ассоциировать с толстыми, продажными священниками (и откуда только такой стереотип берется?).
Боюсь, что к тому времени, когда вымрут «разрушавшие храмы», паранджа и обрезание станут старой доброй русской традицией.
Ведь первое — всего лишь модифицированный платок, а второе весьма полезно в плане гигиены…

Алексей, вот любите Вы всё утрировать.

Православную культуру уже стали преподавать в некоторых российских школах. А вот мусульманской пока не учат в обычных учебных заведениях.

Мусульмане — часть России. И мусульманская культура всегда присутствовала в России. И никуда от этого не деться. Если противопоставлять всё время мы/они, то никто от этого лучше не станет.

А обрезание, кстати, не только мусульманская традиция. 😉