Мои волшебные двери
Когда я узнала про конкурс-эстафету Моя Волшебная дверь, то растерялась. Ведь надо написать о книге, которая изменила, перевернула жизнь автора, то есть мою…
А у меня нет такой книги! Точнее, у меня таких книг слишком много. Ни одна из них не перевернула мою жизнь (ну и слава Богу – не люблю, когда что-то переворачивается) и даже не изменила в корне. Но все они постепенно, раз за разом, изменяли мою жизнь.
Их было довольно много, этих волшебных дверей. Ведь я безумно люблю книги. И каждая из них приоткрывает двери в этот мир для меня ещё шире. Я приобретаю полюбившиеся книги, перечитываю их – и каждый раз мир вокруг становится немного другим.
Я долго искала свой путь в этой жизни. И мне кажется, что я его уже нашла. Во всяком случае, я – на истинно моём, а значит – на верном, правильном пути…
—
Мой путь – это путь читателя
—
Я читаю жизнь, как раскрытую книгу. Иногда что-то становится для меня загадкой, иногда я даже не хочу её разгадывать… А кое-что в этом мире меня настолько увлекает, что я стараюсь погрузиться в это ещё глубже, становясь настоящим исследователем, искателем… Что же я ищу? То же, что и все. Счастье!
Впрочем, я его уже нашла. Ведь, оказывается, за ним вовсе не надо далеко ходить.
Вы ждёте моего рассказа о волшебных книгах, которые изменили мою жизнь?
Пожалуйста.
Но это – даже не книги. Это – всего лишь фразы из них. Ведь за свою жизнь я прочитала столько книг, что для меня волшебной дверью становятся даже не широко распахнутые створки, а всего лишь узкие щелочки. Я могу проникнуть даже сквозь запертую дверь. И почти каждая из них для меня – волшебная. Почему? Да потому что я и сама немного волшебница. Всё, к чему я ни прикоснусь, становится немножко волшебным.
Откуда я обрела такой талант? Кто мои учителя?
С удовольствием назову их имена:
1. Великий писатель, филолог и философ Умберто Эко. Для меня волшебными дверями стали все его книги. Но особенно – «Шесть прогулок в литературных лесах». Ведь именно здесь он сказал фразу, которая сразила меня в самое сердце:
«…чтобы стать хорошим читателем, необходимо стать хорошим писателем».
И я сразу поняла – откуда у меня такая потребность писать. Это вовсе не мечта прославиться или заработать денег…
Я просто хочу стать хорошим читателем! Чтобы каждая книга становилась для меня маленькой (или большой) дверью в другие миры. И при этом делала мой собственный мир ещё прекраснее.
Эта поистине волшебная дверь открыла для меня понимание столь непреодолимой тяги к писательству.
2. Ещё одна мысль, которая стала для меня другой волшебной дверью, принадлежит современной писательнице и философу Айрис Мёрдок. Я нашла её в романе «Чёрный принц», посвящённом загадочной психологии творчества.
Эту мысль сразу нелегко понять. И звучит она так:
«Настоящие мысли рождаются из молчания».
Эту волшебную дверь, за которой темно и немного страшно (а вдруг войдёшь и не выйдешь?) я стараюсь не открывать. Но иногда она сама распахивается от ветра, и из мрака тёмных глубин обдаёт меня ледяным сквозняком.
И тогда я понимаю – всё делается во благо. И если кто-то ворчит: «Творческий кризис… исписалась…», в ответ молчу. Я знаю, из этого молчания может родиться Нечто. Да и само молчание – отнюдь не Ничто.
Эта фраза меня всегда утешает, когда не пишется, не творится, не думается… Тогда я понимаю – надо просто немного помолчать. И моё вдохновение само ко мне вернётся.
3. Третьим моим …хм… учителем (ну да не буду объяснять, кто это – и так всем хорошо известно) стал легендарный Козьма Прутков. И, пожалуй, он открыл передо мной самую главную волшебную дверь. Всего лишь одной фразой:
«Если хочешь быть счастливым, будь им».
Долгое время я не могла понять – как это?
А теперь понимаю, что это – легко! Это – легче всего на свете! «Хочешь? – Будь!» — это девиз моей жизни. Это – даже не дверь. Это – широко распахнутые ворота в мир моей мечты, которая в любой момент может стать явью. Стоит только очень сильно захотеть…
В общем – будем жить! И непременно – счастливыми, несмотря ни на что. Ведь если человек чего-то желает, всем сердцем и всем своим существом – Вселенная обязательно услышит его и ответит. Как ответит? А это уже зависит от вопроса…
На эти размышления меня вдохновила (слово-то какое лёгкое, оно само – как дыхание) Ms Legko, она же Елена Асташкевич, своим эстафетно-конкурсным ветром лег-ко распахнувшая сразу много волшебных дверей.
Лёгкий ветерок конкурса-эстафеты я подхватила своими ладошками у Маргариты, но, боюсь, что долго не удержать в руках ветра…
Поэтому передаю эстафету дальше -Кристине, которая поведала, как всё проходит сквозь волшебные двери.
Ведь у Вас тоже наверняка есть свои волшебные двери? Распахните их для всех! Присоединяйтесь к нам с рассказом о своих волшебных дверях!
Как быстро такое родилось и оформилось! Заставляет задуматься…
Все мы искатели, потому что когда заканчивается путь, заканчивается и жизнь.
Надеюсь, что путь никогда не закончится. 😉
А думала я долго! Перебирала в уме все книги, но поняла, что не могу выбрать какую-то одну. Мне и сюда хотелось бы ещё десятка два имён писателей втиснуть с их высказываниями вместе, но решила, что надо самые-самые, которые действительно ОЧЕНЬ на меня повлияли.
Здорово: тепло, мудро, Лег-ко!
Браво!
Спасибо, вдохновительница лёгкая моя! 🙂
Таю! От комплимента 😉
Галина, потрясающий текст! Легкий и точный. Цитаты прямо в сердце. Умберто Эко прав на сто процентов, быть зрителем — не меньший труд, чем быть творцом, хотя такая мысль не очень популярна и даже может показаться странной..
И Козьма Прутков гениален!) Для меня это высказывание тоже стало настоящей волшебной дверью. Важно не думать, как это, а просто принять эту мысль, и многое встает на свои места).
О, Александра, большое спасибо! Умберто Эко я обожаю! Он гениален во всём. Причём, в отличие от большинства профессоров филологии, он не только прекрасный читатель, но и писатель (наверняка, читали его романы? «Имя Розы» чего только стоит — там столько герменевтических пластов: читать можно бесконечно и уйма различных смыслов для понимания: можно читать, как детектив, можно — как филологический роман, можно… да об этой книге и саму книгу можно написать…)
Мне ещё очень нравятся слова Милорада Павича о талантливом читателе. Почему-то так часто говорят — «талантливый автор», но при это забывают, что творчество — это всегда двусторонний акт. И без талантливого читателя самый талантливый автор — ничто!
Высказывание Козьмы Пруткова тоже гениально. Истиная гениальность — это когда очень просто и при этом мудро. Я и правда долго не могла это понять. А теперь поняла — и всё, абсолютно всё, встало на свои места. Как жаль, что это понимание не пришло ко мне раньше. Но всему своё время. Значит, я просто не была готова.
Кто-то пусть гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы!
🙂 (надеюсь, не переврала цитату)
Да-да, Александра! Именно так! Только гениальный человек, воспринимающий творение художника, может придать ему ещё большую гениальность. 🙂
Первую половину жизни люди пытаются читать, вторую половину жизни пытаются писать…
В основном на основе прочитанного.
Только как определить, где какая половина лежит???
Козьма Прутков на встрече с трудовым коллективом брачного агенства «Мы найдем твою половину», посвященной стотычному бракоразводному процессу…
Ага) А еще они рисуют на основе увиденного и пишут музыку на основе услышанного)) Комментарий остроумный, но не вполне понятно половина чего где-то лежит и зачем это определять?
Да, абсолютно с вами согласен…
Человеческие руки — это самый совершенный инструмент, с точки зрения Человека…
В технике это бесспорно, все самые ответственные операции выполняются вручную, черновые доверяются автоматике…
Но любой инструмент надо точить…
И тут я с Вами тоже согласен..
«Потому что то, как наточен карандаш, серьезно влияет на ход работы.»
Меня учили точить карандаш лезвием безопасной бритвы «Нева», а потом попалась в руки обычная опасная бритва 50-х годов… Намного эффективнее…
Иногда с возрастом приходит понимание, возраст ученичества закончился и пора передавать накопленные знания и умения окружающим…
Возраст добавляет нам какое-то количество мудрости, но не уменьшает количество нашей глупости…
Козьма Прутков из предисловия к «Большой поваренной книге СССР» , глава «Пищевые добавки»
Александра, вероятно, имеется в виду, что никто на самом деле не может знать, где находится половина его жизни.
До меня только что дошло то, что конкурс совсем не в том, как я решила накануне 🙂 Действительно, одну дверь описать (как сделала это я, да еще и в 3-х постах) это очень мало! И волшебная дверь для пишущего человека о да, это читатели…
Людмила, ну почему ты думаешь, что именно я правильно открываю волшебные двери? Уверена — к ним могут подойти разные ключи. Всё зависит от того, кто хочет открыть… и с какой целью…
Мне просто удивительно было читать этот пост, правда! Потому что во время обсуждений с Еленой как все должно быть, представляла все иначе. Теперь вижу, что тема действительно многогранная, поэтому за ней следить сплошное удовольствие! 🙂
Да, Людмила, я читала работы участников — все такие разные! Жюри придётся очень нелегко.
Очень радуют меня такие интеллектуальные эстафеты и конкурсы, в которых есть смысл, а не просто банальное желание раскрутить блог. Молодец Елена и её соратники!
Про настоящие мысли и молчание мне понравилось больше всего. У меня постоянно в голове крутятся какие-то мысли: свои и чужие, обрывки разговоров, отрывки из книг, а вот что-то по-настоящему хорошее приходит откуда-то изнутри. Но так сложно выкинуть все из головы и найти эту пустоту.
А вот фраза про читателя… Когда я сама попробовала начать писать роман, то поняла, насколько это сложно, поэтому теперь даже если мне книга не понравилась, всегда уважаю труд писателя. Писать целый роман — это все равно что нести на себе целое здание, полное людей и событий. То есть надо держать в голове столько, что аж сил нет 😮
Надо начинать с малых форм, наверное 😆
Короткий рассказ, короткая повесть, короткий роман (Не поймите меня правильно) 😕 ❗
Андрей, наверное, можно даже с хокку или пословиц
А можно потренироваться на цитатах 😆
Хокку сложно, там кисточка нужна — Каллиграфический почерк…
Тушь для ресниц для Хокку не идет, проверял… Нормальная тушь из магазинов исчезла..
Компьютер, как представлю себе клавиатуру с 2 000 клавиш Иероглифов, не завидую своим правнукам…
А пословицы, они уже пословицы, там уже все занято и любая фраза, насколько бы не была хороша, становится пословицей через десятилетия не раньше…
«И шо у нас в стране тварыцца? Тока вазьмусь за Яйца, Молоко прападаець???»
Батька 10 лет назад, на разборке с кабинетом Министров…
Куда нам до них дорогих и любимых…
С цитатами проще, согласен
В одну и ту же реку нельзя войти дважды, а если попробовать трижды???
Может получиться, бог любит троицу…
Козьма Прутков, разглядывая этикетку на флаконе «Тройной одеколон»
Улыбалась как арбузная корка, когда читала 😮
А по поводу пословиц.. на днях смотрела в новостях про мужчину, который пишет пословицы и поговорки. Уже несколько томов накатал 😆
С поговорками проще, они быстрее впитываются и усваиваются…
Поговорил и пошел…
А вот пословицы, тут и послать могут, как в 37-м, лес валить например…
Александр Трифонович Твардовский.
«Ленин и печник»
«- Ленин! — Тут и сел старик.»
Вольный перевод Мархеля Садыкова
Отсидел свое он четко, от звонка и до звонка.
Небо ясное в решетку виделось издалека…
Ночью снились кирпичи, дымоходы, изразцы…
Он в тайге пытался глины обнаружить образцы.
К новому труду привыкли руки, лобзиком тайгу валить,
Для души, а не от скуки, продолжал он лес пилить…
Андрей, ну почему у Вас нет блога? 😯
У Вас замечательное чувство юмора, слог! Это талант. ❗ Мне бы так. Я обожаю людей с чу 😮
Технически не подкован,
Вот найду себе подковы…
Ох как поскачу!!!
Если вдруг в кювет не улечу…
А зачем это для хокку кисточка? Вовсе необязательно.
Вот у меня тут хокку безо всяких кисточек 😉
По телевизору давно-давно видел репортаж…
Конкурс в Японии, не уверен, что Хокку
Летом!!! участники писали стихи на асфальте кисточкой и макали кисточку в ведро с водой. Жюри оценивало глубину содержания и каллиграфию исполнителя…
И времени у жюри было на все про все, пока вода не испарится — Красиво…
И работы по второму разу пересмотреть невозможно…
Хокку вовсе не обязательно писать кисточкой на асфальте. Традиционно хокку совсем другое. Можете почитать его историю.
Не обязательно, но красиво очень по Японски, смотреть на быстро улетающее время…
В Полоцке к дню проводов зимы организовывали конкурс для школьников…
Из снега лепились скульптуры Зайчики, Емели на печке, Чудо-Юдо-Рыба-Кит и т. д.
Скульптуры раскрашивались, получалось около 50 на центральном бульваре.
Красиво и очень по японски. скульптуры через неделю таяли…
Счастье — это ведь не цель, а процесс, а значит то, как ощущаешь себя. И если захотеть, то ничто не помешает быть счастливой
Это точно, Аделя. Хотя, конечно, у любого человека иногда бывают периоды, когда не до счастья.