Размышления дилетанта о современной литературе

Сегодня у меня в гостях Елена Асташкевич, удивительно мудрая и светлая женщина, автор блога Лег-ко!

книгиДавно обещала Галине написать гостевой пост. Готовилась основательно, сделала даже план и интеллект-карту, наброски.

Перед тем, как приступить к работе, вернулась на блог Сетература, перечитала статьи, с которыми уже была знакома, прочитала другие, которые показались интересными в свете моих размышлений, и…

И поняла, что то, о чем собиралась писать, совсем не годится. Потому-то все мои заметки-мысли полетели в корзину. Сетература — блог серьёзного человека, знающего то, о чём он говорит и пишет не понаслышке или наитию. У автора — серьёзная база знаний и научный подход к теме. Осилить пост в таком ключе мне не по силам, да и не по праву.

Посему предложу вашему вниманию немного своих «домашних размышлений» на тему Сетература — литература? Хочу подчеркнуть, что всё то, что вы прочтете ниже, лишь моё, сугубо дилетантское мнение.


Поток информации, который обрушился на нас в последние годы, настолько мощный, что обработать его не по силам не только простым обывателям, к коим я причисляю себя, но и специалистам широкого профиля. Наверное, поэтому, сейчас всё боле сужаются рамки многих тем и направлений во всех сферах деятельности человека.

Литература же имеет такую колоссальную историю, что для того, чтобы обработать хотя бы одну её страницу (истории литературы) потребуется, возможно, вся жизнь.

Да и мир изменился: скорости зашкаливают за грани фантастики — в технике, науке, опять же информации, в жизни; новые технологии предоставляют новые возможности, отнимая традиционные умения; система образования трещит по швам — только успевай вносить изменения!

А что же с литературой? Книги, которые на протяжении многих лет входили  списки необходимого прочтения, стали просто неинтересным, скучным пережитком. Прошу прощения у профессионалов. «Путешествие Гулливера», написанное как едкая сатира, превратилось в сказку для детей.

Но появилась новая литература. Литература — на грани мечты и фантастики — литература новой психологии, которая не расчёсывает застарелые болячки страданий, а окрыляет светом радостного полёта! Обратите внимание, какие книги пользуются наибольшим спросом?

Психология, позитивное мышление — книги по этим темам занимают добрую треть книжных прилавков. Может быть, человечеству уже надоело носить маску героя-страдальца и пришло время нового героя, человека гармонии?

Может быть, современные молодые люди так мало читают ту литературу, которая считается обязательной, именно потому, что она не дает ответа на извечный вопрос «Что делать?» И, наверное, у них есть свое неведомое нам знание?

Я долго призывала сына к Чтению в моём понимании, однако, в какой-то момент агитацию умерила. Так ли уж нужно современному человеку следить за проблемами Робинзона Крузо и наблюдать за пиршествами Гаргантюа и Пантагрюэля?

Замечу в скобках, что в моем багаже читателя прочитанных книг совсем немало. Конечно, до списка Бродского мне не дотянуться даже на цыпочках (насчитала только 13 позиций), но пару-тройку стеллажей библиотеки за свою жизнь прочитала. И это только из классики…

Добавлю, что искренне люблю и с удовольствием читаю и перечитываю классическую литературу, особенно русскую. Однако, последнее время мне более близка именно литература по позитивной психологии. Конечно, она тоже не даёт ответа на тот самый вопрос, но она заставляет встать с дивана и от размышлений о «сермяжной правде» перейти к действию.

Может быть именно желание действовать, озвучить свой творческий потенциал, найти СВОЙ ответ и СВОЙ путь и явилось причиной возникновения такого явления, как СЕТЕРАТУРА.

Может быть, мы присутствуем при рождении нового, удивительного мира — мира новой литературы?

Наверное, наступит когда-нибудь время, когда всю мировую литературу, заслуживающую внимания, будут вносить в нашу память сразу после рождения. И тогда-то Сетература, которая сейчас делает первые шаги, начнет своё триумфальное шествие. И, может быть, наступит ещё один Золотой век, теперь уже Сетературы, и в школах далёкого (или не очень) будущего будут изучать классиков Интернета…

Так что призыв Гуманитарии и блогеры, объединяйтесь!, опубликованный в этом блоге, мне кажется очень актуальным.

P.S. Хочу выразить глубокую признательность Галине Шефер за предоставленную возможность пошевелить извилинами.


Желаете оставить комментарий?

Уже оставлено комментариев: 11

Елена, спасибо большое за такие глубокие размышления! Надеюсь, и наши читатели тоже пошевелят извилинами и что-то интересное напишут. 🙂

К классической литературе надо дорасти, и не только в плане чтения, а в плане понимания зачем ее читать. Многое, уже экранизировано, и зачем читать «Мастера и Маргариту», если можно посмотреть увлекательный сериал. И никто не говорит о том, что текст книги, это мышление, а не тупое смотрение в телевизор. Вот поэтому, надо не быть лояльными, а такие книги заставлять читать!!! Ну это так, только мое мнение!

По поводу заставлять не согласна (но это тоже мое личное мнение). Как увлечь, вопрос другой.
А «Мастер и Маргарита» одна из любимых книг моего не читающего сына. И прочел он ее в первый раз лет в тринадцать.
И сериалы, хорошие тоже не такое уж зло. Вспомните, как буйно расцвел интерес к Достоевскому после того, как прошел сериал «Идиот».

А вообще я не хочу спорить, все, что мы делаем для своих детей, мы делаем для их блага.
И так, как мы это благо понимаем.

Галина, прошу прощения за то, что отвечаю сама, без вашей визы!

Елена, да это нормально, что автор поста (впрочем — как и любой другой читатель и со-автор моего блога — а всех комментаторов считаю отчасти моими со-авторами) отвечает без моей визы. 🙂

И всё же — думаю, sherhan прав. Иногда надо и заставлять. Конечно, лучше заинтересовать, но, к сожалению, далеко не все произведения той же школьной программы могут заинтересовать современного ребёнка.
Я не говорю, что нынешние дети не способны понять классическую литературу, но им надо её правильно подать. Чтобы если и не интерес был, то хотя бы понимание. А это очень сложно.

А экранизация и всякая другая популяция пробуждает интерес, это точно. Моя старшая дочка заинтересовалась Достоевским именно после экранизации «Братьев Карамазовых». И ведь прочла! И ей очень понравилось это произведение.
Не знаю, стала ли бы она его читать, если бы не посмотрела фильм.

P.S. «Мастер и Маргарита» тоже одна из моих любимых книг. Я её читала, наверное, уже раз 20. И уверена, что захочу почитать ещё! Вот что значит настоящая литература. Каждый раз я наслаждаюсь слогом, открываю новый смысл. Меняюсь я — меняется и моё восприятие этой книги. Но всегда нравится её перечитывать.

Жаль, что у меня сейчас так мало времени остаётся на художественную литературу. Я от этого страдаю почти физически. Мозг требует не только интеллектуальной питательно пищи вроде философии, которой я уже объелась по самые уши, но и просто какой-то вкусной еды, чтобы насладиться сюжетом, слогом, аллюзиями и ассоциациями.

Согласна, полностью!
Хорошая книга — как вкусная еда. У меня бывает так: начинаю читать новую книгу и почти сразу начинаю страдать, что скоро все закончится (конечно, при условии, что автор — Мастер!)
И тогда читаю быстро, чтобы перевернув последнюю страницу, снова вернуться к первой. И тогда уж смаковать!!!!
Ну а с Sherhaом я не спорю на самом деле. Наш Великий и Могучий дает такое количество прочтений одного слова, что мы можем биться с пеной у рта, доказывая свою правоту,не замечая при этом, что говорим об одном и том же.
Заставить, убедить, заинтересовать — смысл, точнее результат тот же.
Считайте это моим «тараканом»: слова «должен», «борьба», «принуждение» (тут же и заставить) цепляют меня слегка, и сразу следует реакция.
Посему, наверное, моя реплика подняла волну. Я тоже — заставляю читать, если быть абсолютно честной, только другим словом называю.
Так что, Галина, Sherhan, я в принципе с Вами.

Елена, да, Вы абсолютно правы — заставлять читать тоже надо уметь, но именно так, по-доброму, убеждая, не насилуя личность. Иначе может появиться нелюбовь к чтению, а это ужасно.

Вот тоже не знаю, как увлечь ребенка книгами. И действительно, что читать в первую очередь сегодня. Для себя я еще могу определиться, а для детей?
По поводу мотивирующей литературы много нападок. Потому что много переписывается просто безо всякого понятия. И здесь нужно знать, что выбирать.

Маргарита, здравствуйте! Мне кажется важным собственная увлеченность. Предлагать ребенку почитать то, что ПОЛОЖЕНО… Так это и в садике, и в школе делают, а то, что интересно самому, действительно интересно(!), да если еще показать свою увлеченность!
Даже если эта книга не самая правильная с точки зрения учителей литературы. Она может послужить дополнительным опытом в понимании друг друга…

Маргарита, мне кажется, детские книги не сильно изменились с нашего детства. Если читать им тот же набор авторов, что был и у нас — худого точно не будет.

А мне, наоборот, сложнее определиться, что читать для себя. Хороших книг — сотни, а читать хочется всё же самые лучшие, чтобы потом не было ощущения напрасно потерянного времени, как это иногда — увы, бывает.

Галя, с радостью обнаружила этот филологический проект. Какая вы молодец, хорошее дело делаете и вопросы важные поднимаете. Я бы тоже хотела стать членом вашего клуба.
А пока выскажу свое немного профессиональное, немного обывательское мнение. У меня дочь со сложным внутренним миром. Она редко рассказывала мне о своих проблемах, которых по пути ее взросления было много. Читать она начала сама. Что бы я не предлагала и как бы ни заставляла, ничего не помогало, пока она сама не нашла свой путь к книгам. Сначала это были сказки вроде Гарри Поттера, потом вампиры и разная дешевая мистика. Я уж махнула рукой, дескать, поколение другое. Но однажды она прочитала «Человек, который смеется». И все, ее как подменили. Теперь у нас Селенджер «Над пропастью во ржи» и Хемингуэй с Ремарком. Это я к тому, что не могу согласиться с автором поста. Наши дети не будут читать Тургенева, но будут читать другое. То, что каким-то образом помогает им объяснять собственное состояние одиночества, непонимания, обид, несправедливости и т.п. Гюго никак нельзя назвать автором-мотиватором. Хемингуэйя тоже. Но именно эти авторы позволяют осознать, что в жизненном тупике есть некий смысл. Вот когда это произойдет — это осознание, вот тогда появится читатель, и появится он не иначе, как через болевой эффект. А болевой эффект, чтобы он подействовал, может оказать только великий писатель и при этом гуманист, но отнюдь не психолог-мотиватор.

Да, мне тоже кажется, что у каждого — свой путь к книге. У меня он был классическим. То есть через классику. А моя старшая дочь вот точно также, через Гарри Поттера и вампиров. 🙂 Ну а потом пошла учиться на филфак. 🙂 ))

Главное, чтобы ребёнок начал читать вообще книги. А там — обязательно найдёт то, что его увлечёт в великий мир книги.

P.S. Если честно, я и сама Тургеневым не стала бы зачитываться. 🙂 А вот Достоевским — зачитывалась. Хотя тоже не мотиватор, на мой взгляд.

P.S. И да, Мария, клуба как такового тут нет. И членства — тоже. Просто сайт, немного личный, но больше — о литературе. Всегда буду рада видеть Вас здесь.